Пользовательскогопоиска
Russian Ukrainian
The history of Khortitsa
continuation
As we see the island from the ancient times was a peculiar spiritual center for the peoples of different epochs. Different natural objects also were presented as ancient places of the cult rituals and ceremonies such as Black stone in the northern part of Khortitsa. This is a large boulder of black color with weight about 6000 kilograms. It had appeared on Khortitsa with the last ice - house, but it is not excluded that this stone was carried out by ancient peoples from the place located in five hundred kilometers to the north. All the stone is covered with the lines which no doubt, are the deal of the human being hands but the lines are not formed in some united scheme, in any case, nobody could interpret their representation and date this phenomena.
Further the little gully and rock Ushvuvaya can be discerned. According to the folk legend "…on this rock the Cossacks, if they had nothing to do knocked the leases". The surface of this rock was mass grown and lichen-grownand in sultry days looked as bald spot gnawed with parasites. On the place of the Preobrazhenskiy's bridge there was the gully Verbovaya (earlier there were two gullies - Big and Small, with growing pussy willows). During the bridge building the gullies were planned out and now here there are the trench gardens of the inhabitants of the town.
Further the island is traversed with one of the largest ravines - Dolgaya (Dubovaya, Gannovka). At the end of the 19-th century here grew the huge oaks and primroses of the plant kingdom. In the ravine the Germans-mennonites had found the colony - Island of Khortitsa and lived there 127 years (1789 - 1916). The germans-mennonites had registered Khortitsa forest: up to 1870 there were 49000 oaks, 1000 lime-trees and 4500 pear-trees not counting other shoots. The Mennonites took care about the trees through the definite period of time, took away dead wood, planted some more trees. Since 1876-1877 on account of the serve the inhabitants of the Alexandrovsk began to pull the forest of Khortitsa. Then the Mennonites decided to sell the part of the forest by auction but incidentally the natural felling of the trees had continued. After 1884 there were small quality of the trees on Khortitsa.
Opposite to the German colony the riverbed of the New Dnieper there was a small island which was washed out with flood in 1820.In our times on that place the rock Oh-Vzdoh. This name symbolizes the sigh of relief of the peoples overcoming the terrible rapids.
Behind the ravine Long from the north to the south some more ravines are extended. The island inhabitants called them as Matveyeva and Karpovka in accordance with the names of the peoples, which had lived there. Not far from there a big ravine Konskiy Spusk is situated. Behind the gullies the rock Dumnaya is stepped out into the Dnieper as a cope. Zaporozhian cossacks were gathering there their "thoughts". During the Mennonites the rock was called Martynova - from the german Martin. From this place beautiful view is opened on the river and the left bank. Now the preventorium of the "Dnieprospetsstal" works is located here.
Gully Shantsevaya
Name of the gully Shantsevaya is connected with staying of the Russian troops on Khortitsa from 1736 till 1739. From its upper and over all width of the island the earth fortifications - "shantsy" are extended.
Further the gully Bashmachka is located. There is an information about the inhabitant of the island named Bashmak. He was a high way robber and was hiding in the gullies. Historian D.I.Yavornitskiy in 1915 had a meeting with this man who handed Cossack weapons for the historical museum in Dnepropetrovsk. In the name of the gully is connected - it is impossible to assert flatly.
. The gully Kostina named according to the names of the Cossacks Shvets and Kostya who had there their winter camp. Further behind the Kostina gully there is a Lime-tree gully which at one time was covered with ancient lime-trees.
Island Razstebin
The island Razstebin is called in honor of the fisherman Razsteba. The island is covered with bushes of willow-bed and black poplar and had another name - Verbka. Earlier it had a considerable size. From it one could see The Big Oak Island which was washed out with great flood in 1871.
Names of the ravine Kapralka (lowland Kapralschina) and the island Kapralskiy Prosered appeared at the time when prince G Potyomkin was the owner of the island (1775-1789). Here there lived an old corporal in the dug-cut and had to guard the Potyomkin's garden. Only a little far to the north a high hill (burial-mount), called as Potyomkinsky (later Cossackskiy) is located. During the times of germans-Mennonites the ravine began to be called Korneeva, in accordance with the name of the first settler - Korney Ens. In the southern direction the high steep slopes are extended, they are called Khortitskiy (or Cossackskiy wal). The ravine Glinyanaya (or Proreznaya) crosses them. Near the flooding area the ravine Zmeevka is located.
From the high Khortitsa slopes the flooding areas of the eastern bank can be discearned. This lower part of the island is cowered with bushes, grass trees with numerous lakes and channels, which were the beginning of the Cossacks' Velikiy Lug. Among the oldest names of the flooding area lakes there is Podkruchnoye. It is extended along the steep slopes and is devided in several separate lakes, which are united with each other by the channel. The lake Golovkovskoye is one of the deepest, there are many tortoises in it. The lake is named in accordance with the name of Zaporozhian Cossack Golovko who lived on Khortitsa and was a fisherman. Then he resettled to Alexandrovskaya citadel based in 1770 on the left bank of the Dnieper. The black poplars, willows and rush are growing on the banks of the lakes Osokorovoye and Lozovatoye. The lake Karasevoye is rich with fish.
Lake Domakha
From the western side of Khortitsa the lakes Big and Little Domakha are located. Now one of the lakes is called as Kamennoye. Toponym "Domakha" was met very often on the grounds of former Zaporozhian lands: island Domakha, Cossack watch post Domakha, the river Domakha. Possibly this name was left by the fishermen or peasants who had built the dug-cuts protected from the wind - "domakhas". The lake Prognoy is narrow and long, the name is explaned as rotten lake. After building of Kahovskaya hydroelectric power station the level of water in the Dnieper had raised on two metres and topography of the flooded areas has changed. New lakes were formed, the other lakes were flooded. Along the eastern bank of the long channel Rechische is extended. Side by side with old names new ones appeared: the First lake, the Nearer lake, the Tortoise lake, the Sandy lake, the Salty lake, the Rice (Green) lake, Glukhoye (in the thicket of the flooded area), Korzhovoye, Verbovoye, Gvardeyskoye and Strelbische lakes, the Round lake, the Deep lake, the Duck lake and others. All these lakes are connected with each other by means of numerous channels.
The flooded areas of the island are crossed with the dam. Embrenkment is extended along the lakes Podkrychnoye, Osokovoye, and Golovoivskoye. Some time ago there was a railway from the left bank to the right bank. In the years of the second World war during advances of the fascist troops in 1941 in the northern part of Khortitsa the bridges of the engineer N. Streltsov (built in 1927-1933) were blown up by the soviet military forces. Connection on the Dniproges dam was also destroyed. After the liberation of Zaporozhye the temporary bridge was set over the flooding areas of Khortitsa in 1944. The railway was worked up to 1952 and then was dismantled.
Folk-lore-ethnographical horse theatre is located in the flooded part of Khortitsa island. The activity of the horse theatre "Zaporozhian Cossacks" is directed on preservation and development of the Cossack traditions. Horse and folklore performances and traditional Cossack tradestake place here. Not far from there the restoration pavilion "Zaporozhian Chayka" is situated which can become a museum of navigation.
Opposite the southern edge of the island from the right bank the river Lower Khortitsa is flowing into the Dnieper. Its lenghth is 16 kilometres. Earlier during the spring floods the valley of the river was overflowing on 2 kilometres, it was named as lagoon. In this time from the Dnieper a lot of the fish had stropped. The ravine, which is crossed by the river Lower Khortitsa, is named as Kapustyanka. In this ravine the Cossacks had their land and grew cabbage. After 1775 here lived the Cossacks: Leontiy Popovich, Fyodor Zadiraka and others, they were occupied in fishing, hunting, bee keeping, cattle breeding, grazed the horses.
Norther the river Middle Khortitsa is flowing which gave the name to the ravine with the same name. In 1772 for protection from the enemy the posts on the border were singled out from Zaporozhsian Sech. One of these posts with Colonel Ivan Babura included two sergeants and two hundred horsemen. It was located opposite the Khortitsa island. After abolition of Sech I. Babura took up the service in the Russian army and in 1777 he had received as the rank country 2882 desatins (measure of land) of land. From that time the ravine was called Baburskaya and the river - Baburka. In 1803 the mennonites had settled here and based the colony Burwald.
Sometimes between the rivers Middle Khortitsa and the bank of the island the riverbed of the Dnieper became so shallow that it was possible to ford it. Hydroarchaelogical investigations confirmed that there was a "Protolchiy Brod" there in Old Russian Times. It was mentioned in chronicles of 103, 1190, and 1223 years. In the flooded part of Khortitsa in 1976 till 1980 it was revealed a settlement of the Old Russian Times (from 11th to 13th centuries). It probably can be the remains of the mentioned in chronicles Protolche. The local inhabitants were occupied in metalworking and other trades. Some time later the Tartar settlement of 13th to 14th centuries was located on this place. Toponym "Protolche" is originating from "protolcha, protoloka"- reduced stream of the river shoals, rapids, narrow place between steep banks. And - "protolchit", to cut a path.
Ravine Korneychiha
From the western side of the island the flooded area is gradually narrowing and in the north direction reaches the elevated bank. In the riverbed of the Old Dnieper one can see a sandy island Kornetovskiy - place of constant shelter of the fishermen. Kornetovschina lowland is extended on Khortitsa .The ravines Kornetovskaya and Korneychiha are included into this lowland.
Stepping in the northern direction we can see the ravine Wide. Other name of this ravine is Deer's, as it has twenty-three branches, as "deer's antler".
The ravine Generalka is spreading over above from the bridge by Preobrazhenskiy (from Khortitsa island to the right bank). During the campaign of 1736-1739 there was a "general public house". In this place there was a food shop, in which in the low-yields years general Keizerling had given provisions to soldiers and Zaporizhian Cossacks "from mercy" as claimed the Cossacks.
Behind the ravine Generalka the rocks Gavunivskaya and Karakayka are raised near a long sandy coast named as Tourist Beach by the contemporaries. The rocks are named in honor of Zaporozhians Karakay and Gavun who were occupied in fishing and had there a whole group of fishermen there. Further the rock Gromushina is stepping out the Dnieper. Near the rock there is a gully - Gromushiny Razdoly (Gromushina hole), it is called according to the name of the Cossack Gromuha. He had a lot of cattle there. There were two springs in the gully: one spring was below - Cold spring (it exists up to now), the second spring Cossack Well in the upper gully was given up and was over grown with grass.
Island of Baida
Opposite the Gromushina rock one can see the island of Baida in the riverbed of the Old Dnieper. During the last four centuries this island changed its name repeatedly. It was mentioned as Malaya Khortitsa in "Diary" of Erikh Lyasota. On the plan of 1737 it was called as Verhnekhortitskiy, "on which a retreshement to the Admiralty for building of the ships named as Zaporozhian shipyard" is located. In the time of the Germans-mennonites the island was called Kantserovsky as it is placed opposite the gully Kantserovka. Then it was called as Gadyuchiy, Getmanskiy and even Lisa Chaykina island. The island has length of 350 meters, width of 170 meters. The northern rocky part is lowered on 12 meters above water level.
Archeological works in 1990 - 1995 in the northern part of the Malaya Khortitsa island had discovered the monuments of different epochs - from bronze epoch to the period of the Cossacks. The remains of the 16th century fortification, guns, fragments of sabers, axes, tips of arrows and spears, coins as well are dated by the scientists to the times of Dmitry Vishnevetsky, who in 1556 had built "woodearthern township" and held there three hundred Cossacks. From this fortification the prince repeatedly carried out the attacks against Tatrar and Turkish citadels in the lower Dnieper, taking cannons and ammunition for protection of his fortification. In 1558 the Crimean Khan Devlet-Girey had approached unexpectedly to the coast of Khortitsa. Long siege of the fortification forced Vishnevetskiy to leave his outpost. Tartars burned the "Township" of Cossacks. The folklore identified the prince with Cossack Baida, that's why the island is called according to this name. The word "Baida" means free unmarried carefree man.
The Malaya Khortitsa island could not remain without attention in the next centuries. Zaporozhian shipyard was based in 1736 and also the fortress with two dug-cuts for offices, 8 soldier dug-cuts and 31cossack barracks. The shipyard presented itself a fortification with earth walls and a moat. The western earth wall had length of 85 meters and the southern - 110 meters, the northern - of 105 meters and besides, near the western earth wall there was a moat with depth of 1,5 meters. The place was chosen not accidentally. A great number of the ships, built in Bryansk in 1736, while passing over the Dnieper rapids, were significantly damaged or gone down. That's why the head quarters of the Russian army decided to build the ship base behind the rapids. According to the archive information of this period, from 1738 till 1739 there were about 400 ships on the shipyard - from the Cossack boats, to the great sailcloth brigantines. Mainly the fleet consisted of the Cossack boats, which had 24 oars, with length of 18 meters and width of 3,5 meters with four small guns (two on the low and two on the stern). After the end of the war the epidemic of plague was spreaded in the army. Russian military forces had left Khortitsa and Zaporozhian shipyard. Several tens of ships were left near the banks of Khortitsa and in due course the ships sinked. Thanks to the investigations of hydroarcheologists in 1999 it was succeed to raise on the surface a Cossack boat of 1736-1739 and numerous equipment of Russian-Turkish war period. The ship gun lifted from the Dnieper bottom was an essential addition to illustrate the war events of the 18th century.
Behind the Baida island you can see early mentioned Kantserovka gully. One of the branches of the Upper Khortitsa river flows across this gully. According to the version of V. G. Fomenko the name of the gully is connected with Turkish "kansira" that means "bleeding" and it is supposed that there were great battles in this area. Rather the name of the river is originated from the grayish-brown color of water owing to outpace of red clay. Two rocks along the right bank are also called Kantserovskie. The rock Rogoza is elevated not far from the earth fortifications of the Russian - Turkish war times (1736-1739).
Rocks near gully Naumova
The gully "Near the Cross" is situated on the island of Khortitsa near the Gromushin's razdols. Once there was a route to ancient Cossack ferry over the Old Dnieper. The rock and gully Naumova are located in the northern direction. There are two versions about origin of this name (the first version - from the name of vice- admiral Naum Senyavin). He was on Khortitsa in the period of building of "Zaporozhian shipyard" there he caught plague and died. He was buried on the edge of plague cemetery. The second version - from the name of zaporozhian Naum Karmaz who had a group of fishers at the end of the eighteenth century, there also lived several homeless barge-haulers.
The short gully - Kutsaya was located near the Naumova gully. Behind it - the rock Kopychevataya, small stones were on the top of the rock. There was a report and, even, affirmation, Zaporozhian Setch existed here. Folk legends about this Setch forced the head of land council Garkushevskiy to place a cross on the supposed place in the upper part of Kutsaya gully in 1891 ostensibly from honor to Zaporozhian church (this cross stood there up to the 17th century).
Further, enough wide coastline of Muzychina gully is located in the north direction of the island, it named according to zaporozhian Cossack Muzyka. Here there were many spring and historical monuments as well: a settlement of ancient people (end on the 3rd - beginning of the 2nd thousand years BC), the remains of dug-cuts and fortifications of times of war with Turkey (1736 - 1739). Tsar's wharf was built in 1790 opposite to Muzychina gully in former mouth of the Upper Khortitsa river. There appeared rafts from tsar's treasure to ensure Germans-Mennonites with floated timber. The Mennonites made a dam there after the great flood in 1845, and the river Verhnaya Khortitsa turned its current into Kantserovka gully. The wharf was renamed in Pervomayskaya in 1930. The Germans-Mennonites had based the colony in the territory of Upper Khortitsa, the center of the Mennonite region.
A long vertical rock Black Rock is situated behind the gully Muzychina along the northern coastline of Khortitsa. From the Black Rock in the southern direction across the island the earth fortifications were extended. They were built in 1736-1739. Today Black Rock is considered as a probable place of death of Prince Svyatoslav in 972 according to the historical novel "Svyatoslav" by S. Sklyarenko. Uninterrupted range of rocks of the northern coast includes also a rock Laznyi, called so for its suitable shape for bouldering. Further the rock Pig's Head is extended into the Dnieper. Its form resembles the head of wild boar drinking water. This unusual rock is well seen from Dneprovskaya clam.
Besides ancient names of gullies, rocks, lakes on the Khortitsa island there are names of the settlements that appeared during economic using of the island: of vegetable-growers, stock-brooders, vine-growers, forestry, Zaporozhian Sech, Old Dnieper, three masts (pulled down in 1988).

Proposed ethnography-tourist map of Khortitsa gives a motion about a modern state of geographical objects and historical monuments, historical names of the area.

Back to the history of the island
On-line map of Khortitsa

Главная | Карты on-line | Проекты и услуги | Атласы карты | Статьи | Полезные ссылки | О себе | Дерево | Поиск

Copyright © 2000—2007 «GIS center Gradostroitel»

GeoTop

Rambler's Top100
Оформить кредит под залог квартиры без справок тут.

Пользовательскогопоиска
История нашей Хортицы
продолжение
Как видим, остров с древнейших времен был своеобразным духовным центром для народов разных эпох. Старинными местами культовых обрядов и церемоний выступали также и разные природные объекты. Таким можно считать "Черный камень" в северной части Хортицы. Эта большая глыба черного цвета весом 500-600 кг попала на Хортицу с последним ледником, хотя не исключено, что ее сюда перевезли давние люди из места, расположенного в 500 км на север. Весь камень покрыт линиями, которые, бесспорно, являются делом рук человека. Однако линии не складываются в какую-то единую схему, во всяком случае, еще никто не смог расшифровать его изображений и датировать этот феномен.
Далее виднеется небольшая балка и скала Ушвывая. Согласно народной легенде "…на этой скале казаки, если им нечего было делать, вшей били". Поверхность ее была поросшей мхом и лишайниками и в знойные дни выглядела как плешь, которую объели паразиты. Сейчас на скалу опирается мост Преображенского с Хортицы на левый берег, построенный в 1952 году. Сразу за мостом - балка Вербовая (прежде их было две Большая и Маленькая, в которых росли вербы). Во время строительства моста балки были спланированы и теперь здесь располагаются огороды жителей города.
Далее остров перерезает одна из наибольших балок - Долгая (Дубовая, Ганновка, у немцев-меннонитов называлась Ганеш лехт). В конце ХІХ ст. здесь росли огромные дубы и первоцветы растительного царства. В балке немцы-меннониты основали колонию Остров-Хортицкую и прожили здесь 127 лет (1789-1916 гг.). Немцы взяли на учет хортицкий лес: до 1870 года насчитывалось 49000 дубов, 4000 берестовых, 1000 липовых и 4500 грушевых деревьев, не учитывая другой поросли. Меннониты следили, чтобы деревья вырубались только через определенный промежуток времени, убирали сухие деревья, подсаживали новые. С 1876-1877 гг., вследствие суровой зимы хортицкий лес начали вырубать жители г. Александровска. Тогда меннониты решили продавать часть леса с торгов, при этом стихийные рубки деревьев не прекращались. После 1884 г. леса на Хортице почти не осталось.
Напротив немецкой колонии в русле Нового Днепра лежал небольшой остров, который смыло наводнением в 1820 г. Теперь лишь несколько камней виднеется на том месте - скалы Охи-Вздохи. Это название символизирует вздох облегчения, который вырывался у людей, преодолевших страшные пороги.
За балкой Долгой с севера на юг тянутся еще несколько балок. Жители острова называют их Матвеева и Карповка, по именам людей, которые проживали здесь. Рядом находится большой овраг, который носит название Конский спуск. За балками мысом выступает в Днепр скала Думная. Рассказывают, что сюда сходились запорожские казаки для своих раздумий. Во времена меннонитов скалу называли Мартыновой - от немца Мартина. С этого места открывается замечательный вид на реку и левый берег. Теперь здесь расположился профилакторий завода "Днепроспецсталь".
Балка Шанцева
С пребыванием русских войск на Хортице в 1736-1739 годах связано название балки Шанцевой. От ее верховья через всю ширину острова тянутся земляные укрепления - шанцы.
Дальше раскинулась балка Башмачка (Сапожникова). Сохранилась информация о жителе острова по фамилии Башмак, который занимался разбоем и прятался в балках. Историк казачества Д.И. Яворницкий в 1915 г. имел встречу с этим человеком, который передал историческому музею в Екатеринославе (г. Днепропетровск) казацкое оружие. Связано ли название балки с прозвищем Башмак, или нет - окончательно утверждать нельзя.
Балка Костина (Кронелехт у немцев-меннонитов) названа по именам казаков Шевца и Кости, которые имели здесь свой зимовник. Балка очень длинная и сегодня можно услышать ее другое название - Тещин Язык. Далее за Костиной виднеется балка Липовая, которая когда-то была покрыта вековыми липами.
Остров Разстебин
Против Костиной балки расположен остров Разстебин, названный именем казацкого рыбака Разстебы. Остров, поросший кустами ивняка и осокорника (второе название - Вербка), раньше имел значительные размеры. С него можно было также увидеть другой остров - Большой Дубовый, который в 1871 году смыло большим наводнением.
Названия балки Капралки (урочища Капральщина) и исчезнувшего уже острова Капральский Просеред относятся ко времени владения островом князем Г.Потемкиным (1775-1789 гг.). Здесь проживал в землянке и охранял фруктовый сад князя старый капрал. Немного севернее этой местности находится высокий холм (курган), названный Потемкинским (позднее Казацким). Во времена немцев-меннонитов балка начала называться Корнеевой (или Эйнцлехт), от имени одного из первых поселенцев - Корнея Энса. В южном направлении тянутся высокие кручи, названные Хортицким валом (или Казацким). Его пересекает балка Глиняная (или Прорезная). Ближе к плавневой части заметна балка Змеевка.
С высокого склона Хортицы видно плавни восточного берега. Эта низинная часть острова, покрытая травой, поросшая деревьями, кустами, с многочисленными озерами и протоками, когда-то была началом казацкого Великого Луга. Среди старейших названий плавневых озер - Подкручное. Оно тянется вдоль кручи и делится современниками на несколько отдельных озер, которые объединяются между собой протоками. Озеро Головкивское - одно из глубочайших; в нем водится много черепах. Название получило от имени запорожского казака Ивана Головка, который жил на Хортице и занимался рыболовством, а со временем переселился в Александровскую крепость, основанную в 1770 г. на левом берегу Днепра. Берегами озер Осокорового и Лозоватого растут осокори, лоза, камыш. Озеро Карасевое богато на рыбу.
Озеро Домаха
С западной стороны Хортицы разлились озера Большая и Малая Домаха. Сейчас одно озеро называется Каменным (у меннонитов - Штейнгвода). Топоним "Домаха" встречался довольно часто на землях бывших Вольностей Запорожских: "остров Домаха на Нижнем Днепре", р. Домаха, "сторожевой казацкий пост Домаха в ХVІ ст." в Приазовье (современный г. Мариуполь). Возможно, это название оставили рыбаки, казаки или крестьяне, которые строили в защищенных от ветра местах землянки - "домахи". Озеро Прогной (Росланге - у менонитов) узкое и длинное, название объясняется как гнилое озеро. После строительства Каховской ГЭС уровень воды в Днепре повысился на 2 м и топография плавней изменилась. Образовались новые озера, затопились другие. Вдоль восточного берега протянулась длинная протока - Речище. Рядом со старыми названиями появились новые: озера Первое, Ближнее, Черепашье, Песчаное, Соленое, Рисовое (оно же Зеленое), Глухое (в самых чащах плавень), Коржовое, Глубокое, Вербовое, Гвардейское, Стрельбище, Круглое, Утиное и другие. Все они соединяются между собой многочисленными протоками.
Плавневую часть острова пересекает дамба. Насыпь тянется вдоль озер Подкручного, Осокорового, Головкивского. Здесь когда-то проходил железнодорожный путь с левого берега на правый. В годы Второй мировой войны, во время наступления фашистских войск в 1941 г., в северной части Хортицы были взорваны советскими войсками мосты инженера Н.Стрельцова (построенные в 1927-1933 гг.). Переезд через плотину Днепрогэса также был разрушен. После освобождения Запорожья через плавни острова Хортицы в 1944 году наладили временную переправу. Железная дорога работала до 1952 года и со временем была разобрана.
В плавневой части острова Хортица расположился фольклорно-этнографический конный театр "Запорожские казаки", деятельность которого направлена на сохранение и развитие казацких традиций. Здесь проводятся конные и фольклорные спектакли, представлены традиционные казацкие ремесла. Рядом расположен реставрационный павильон "Запорожская Чайка", который со временем может стать Музеем судоходства.
Напротив южного края острова с правого берега вливается в Днепр речка Нижняя Хортица. Она течет на протяжении 16 км. Раньше, в весенний паводок долина речки разливалась на два километра и называлась лиманом. В это время из Днепра заходило много рыбы. Балка, по которой течет р. Нижняя Хортица, носит название Капустянки (Нижнехортицкой). В ней запорожцы имели свои левады и разводили капусту. После 1775 г. здесь доживали свой век казаки Леонтий Попович, Федор Задирака и др., занимаясь рыболовством, охотой, пчеловодством и скотоводством, выпасали коней.
Севернее течет речка Средняя Хортица, которая дала название балке - Среднехортицкая. В 1772 г. для защиты от врага из Запорожской Сечи были выделены посты на границе, один из которых при "полковнике Иване Бабуре и двух старшинах да двести человек казаков пароконных" стоял против острова Хортицы. После ликвидации Сечи И.Бабура перешел на службу в русскую армию и в 1777 году получил в качестве ранговой дачи 2882 десятины земли. С того времени балка стала называться Бабурской, а речка - Бабуркой. В 1803 г. здесь поселились меннониты и основали колонию Бурвальд.
Между речкой Средней Хортицей и берегом острова в иные года русло Днепра так мелело, что его переходили вброд. Гидроархеологическими исследованиями подтверждено, что здесь в древнерусские времена существовал "Протолчий брод", который неоднократно упоминался в летописях 1103, 1190, 1223 годов. В плавневой части острова Хортицы археологами в 1976-1980 годах выявлено поселение древнерусского времени (ХІ-XIII ст.), которое можна считать остатками летописного Протолче. Местное население занималось металлообработкой и другими ремеслами. С течением времени на этом месте расположилось золотоордынское поселение XIII-XIV ст. Топоним "Протолче" происходит от "протолча, протолочча" - сжатое течение речки, перекаты, пороги; узкое место меж крутых берегов. Или - "протолочить", то есть тропинку проложить.
Балка Корнейчиха
С западной стороны острова Хортицы плавни в северном направлении постепенно сужаются, достигая возвышенного берега. В русле Старого Днепра также виднеется песчаный остров Корнетовский - место постоянного пристанища рыбаков. На Хортице раскинулось урочище Корнетовщина (Корнелехт у немцев-меннонитов, вероятное место, где дробили зерно). Урочище включает балки Корнетовскую и Корнейчиху.
Шагая в северном направлении, встречаем балку Широкую (раньше Фийлехт). Другое название балки - Оленья, так как имеет 23 ответвления, "как оленьи рога".
Выше от моста Преображенского (с о. Хортицы на правый берег) раскинулась балка Генералка (Генераллехт у немцев-меннонитов). Здесь во время военной кампании 1736-1739 годов находился в "казенной хате генерал". В этом же месте были продовольственные магазины, в которых в неурожайные годы генерал Кейзерлинг выдавал продовольствие солдатам и запорожским казакам "из милосердия", как заявляли сечевики.
За балкой Генералкой возвышаются скалы Гавунивская и Каракайка с длинным песчаным побережьем, которое именуется современниками Турпляжем. Скалы названы именами запорожцев Каракая и Гавуна, которые занимались рыболовством и удерживали летом целую ватагу "забродчиков". Дальше в Днепр выступает скала Громушина. Рядом с ней балка - Громушины раздолы (Громушина яма; у меннонитов - Боромлехт), названн именем казака Громухи. Здесь он выпасал много скота. В этой балочке существовали два источника: одно внизу - "Холодный родник" (существует еще и до сих пор), а второе - "Казацкий родник", что расположилось в верховье балки, давно покинутый и поросший травой.
Остров Байды
Напротив Громушиной скалы можно увидеть в русле Старого Днепра остров Байду. На протяжении последних четырех столетий этот остров неоднократно менял свое имя. Под названием Малая Хортица он упоминается в "Дневнике" Эриха Лясоты. На плане 1737 г. он называется Верхнехортицким, "на котором заложен ретраншемент к адмиралтейству для строения судов, называемый "запорожская верфь". На "Атласе Днепра 1786 г." остров именуется Вырвой с того времени, когда вследствие большого наводнения часть правого берега была отделена протоком ("вырванная" площадь - 500 га). При немцах-меннонитах остров назывался Канцеровским, так как лежит напротив балки Канцеровки. Потом его именовали Гадючьим, Гетманским и даже Лизы Чайкиной. Остров Малая Хортица имеет в длину 350 м, ширину 170 м; северная скалистая часть поднимается на 12 м над уровнем воды.
Археологические работы 1990-1995 гг. в северной части острова Малая Хортица обнаружили памятники разных эпох - от эпохи бронзы до периода казачества. Остатки укрепления ХVІ ст., а также ружья, обломки сабель, топоры, наконечники стрел и копий, монеты исследователи относят к временам Дмитрия Вишневецкого, который построил в 1556 году здесь "деревоземляной городок" и удерживал при нем 300 казаков. Из своего укрепления князь неоднократно осуществлял нападения на татарские и турецкие крепости в низовье Днепра, захватывая пушки, боеприпасы для защиты своего укрепления. В 1558 году крымский хан Девлет-Гирей неожиданно подошел к берегам Хортицы. Продолжительная осада укрепления вынудила Вишневецкого оставить свой форпост. "Городок" казаков был сожжен татарами. Народная дума отождествляет князя с казаком Байдой, поэтому и остров в последние годы называют его именем. Слово "байда" (тюркское "буйдак") означает свободный, неженатый, беззаботный человек.
Остров Малая Хортица не оставался без внимания и в следующие столетия. Здесь в 1736 году была заложена Запорожская верфь, а также крепость, в которой были построены 2 офицерские, 8 солдатских землянок и 31 казацкий курень. Верфь представляла собой земляное укрепление с валами и рвом. Западный вал имел длину 85 м, южный - 110 м, северный - 105 м, кроме того, западный вал имел ров глубиной 1,5 м. Место выбрано неслучайно. Большое количество судов, которые строились в Брянске в 1736 году, при переходе через днепровские пороги получали значительные повреждения или тонули. Поэтому командование русской армии приняло решение о строительстве корабельной базы за порогами. Согласно архивным сообщениям, при верфи в период 1738-1739 гг. базировалось около 400 судов разных типов - казацкие лодки, дубы, галеры, кончебасы, прамы, плашкоуты и даже большие парусные бригантины. Основу флотилии составляли казацкие лодки, которые имели 24 весла, длиной 18 м, шириной 3,5 м, вооруженные 4 небольшими пушками-фальконетами (по две на носу и корме). После окончания войны, а также распространения в армии эпидемии чумы, русские войска оставили Хортицкий остров и Запорожскую верфь. Возле берегов Хортицы осталось несколько десятков судов, которые с течением времени затонули. Благодаря исследованиям гидроархеологов в 1999 году удалось поднять на поверхность "казацкую лодку" 1736-1739 годов и многочисленное снаряжение периода русско-турецкой войны. Существенным дополнением к иллюстрации военных событий XVIII ст. стала и корабельная пушка, поднятая со дна Днепра.
За островом Байдой виднеется упоминавшаяся нами балка Канцеровка. По ней протекает один из рукавов речки Верхней Хортицы. Согласно версии В.Г.Фоменко, название балки происходит от тюркского "кансира", что означает "кровоточивая, такая, что истекает кровью", и предполагает в этом месте большие бои. Скорее всего, название речки происходит от бурого цвета воды, благодаря выходам пластов красной глины. Канцеровскими называются также две скалы вдоль правого берега. Недалеко возвышается скала Рогозы (Рогозина), близ которой были сооружены редуты времен русско-турецкой войны 1736-1739 годов.
Скалы возле балки Наумова
На о. Хортице рядом с Громушиными раздолами находится балка "У перевоза". Когда-то здесь пролегал путь на давний казацкий перевоз через Старый Днепр. Далее в северном направлении расположились скала и балка Наумова. Существует две версии происхождения этого названия. Первая - от имени вице-адмирала Наума Сенявина, который, находясь на о. Хортица в период строительства "Запорожской верфи", заболел и умер от чумы и был похоронен на окраине чумного кладбища. Вторая - от имени запорожца Наума Кармазя, что в конце ХVIII ст. имел здесь рыболовный кош и при нем жило несколько бездомных бурлаков.
Рядом с Наумовой расположилась коротенькая балка - Куцая. За ней - скала Копычеватая, на верховье которой нагромождены небольшие камни, напоминающие копны сена. Были сообщения и, даже, утверждения, что на острове Великая Хортица близ этого места существовала Запорожская Сечь. Народные предания об этой Сечи "довели земского начальника Гаркушевского до того, что он из почета якобы к церкви запорожской, года 1891 поставил в верховье балки Куцей на предполагаемом месте крест" (стоял до 70-х гг. ХХ ст.).
Далее, в северном направлении острова лежит довольно широкое побережье балки Музычиной, что носит имя запорожского рыбака Музыки. Здесь очень много источников, а также исторических памятников: поселение давних людей (конец III- нач. II тыс. до н.э.), остатки землянок и укреплений времен войны с Турцией (1736-1739 гг.). Напротив балки Музычиной в бывшем устье речки Верхней Хортицы в 1790 году была построена Царская пристань, куда подходили плоты от царской казны для обеспечения немцев-меннонитов сплавным лесом. После большого наводнения 1845 г. меннониты насыпали здесь дамбу, а р. Верхняя Хортица повернула течение в б. Канцеровку. В 1930 г. пристань была переименована Первомайской. В урочище Верхней Хортицы немцы-меннониты основали колонию, которая стала центром Хортицкого меннонитского округа.
За балкой Музычиной вдоль северного побережья острова Хортицы пролегла длинная отвесная Черная скала, от которой в южном направлении через остров тянулись земляные укрепления, построенные в 1736-1739 годах. Сегодня Черной скалой называют Высшую Голову и считают вероятным местом гибели князя Святослава в 972 г., благодаря историческому роману С.Скляренко "Святослав". Беспрерывная гряда скал северного берега включает также скалу Лазни, названную за удобство вылазки нею. Далее в Днепр выступает скала Кабанья голова, которая формой напоминает голову кабана, который пьет воду. Эту необычную скалу хорошо видно с Днепровской плотины.
Кроме старинных названий балок, скал, озер на острове Хортица зафиксированы названия поселков, которые возникли во время хозяйственного использования острова: Овощеводов, Виноградарей, Животноводов, Лесничество, Запорожская Сечь, Старый Днепр, Три мачты (снесен в 1988 году).

Предложенная краеведческо-туристическая карта Хортицы дает представление о современном состоянии географических объектов и исторических памятников, происхождении исторических названий местности.

Назад на историю острова
Посмотреть он-лайн карту Хортицы

Главная | Карты on-line | Проекты и услуги | Атласы карты | Статьи | Полезные ссылки | О себе | Дерево | Поиск

Copyright © 2000—2007 «GIS center Gradostroitel»

GeoTop

Rambler's Top100
Рамки unica class Каталог. | Компания Умбра выполняет евроремонт в Киеве цена доступная.